ТОЙНБИ (TOYNBEE) Арнолд Джозеф

ТОЙНБИ (TOYNBEE) Арнолд Джозеф
(1889-1975) - брит. историк, дипломат. Его 12-томный труд "Исследование истории" (1934 -1961) представляет собой попытку уяснить смысл исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала в контексте определенной схемы философии истории. Т. отличает ощущение реальной возможности гибели всех тех завоеваний разума, которые составляют богатство западной цивилизации. В этом отношении он, как и большинство интеллектуалов его поколения, сформировался под влиянием опыта первой мировой войны, нанесшей удар по идеологии прогресса. Другая фундаментальная установка Т. - культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм социальной организации человечества. Каждая из них, по Т., имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается жизнь людей - от самых грубых ее проявлений до высочайших взлетов творческого воображения. До него аналогичные выводы делали рус. философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) и Шпенглер.

История человечества предстает у Т. в виде совокупности дискретных единиц социальной организации, которые он называет "цивилизациями". Он уподобляет их биологическим видам, имеющим свойственную только им среду обитания ("ареал"). Исторический процесс в его концепции привязывается к географическим условиям, которые играют существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации. В терминах Бергсона Т. описывает основные фазы исторического существования цивилизации: "возникновение" и "рост" относятся на счет энергии "жизненного порыва"; "надлом", "упадок" и "разложение" связаны с "истощением жизненных сил". Однако не всем цивилизациям суждено пройти весь путь от начала и до конца, некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.

Признание уникальности жизненного пути каждой цивилизации заставляет Т. перейти к анализу собственно исторических факторов процесса. К ним он относит, прежде всего, "закон вызова и ответа". Само возникновение цивилизации, так же как и ее дальнейший прогресс, определяются, по Т., способностью людей дать адекватный "ответ" на "вызов" исторической ситуации, в которую входят не только человеческие, но и все природные факторы. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, приводят к "надлому", а затем и к дальнейшему упадку. Выработка адекватной реакции на изменение ситуации есть социальная функция "творческого меньшинства", которое выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных. В период начала и тем более расцвета цивилизации власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и заслугами, моральным авторитетом в обществе. С течением времени происходит постепенное ухудшение состава правящей элиты, она превращается в замкнутую самовоспроизводящуюся касту. На сцену истории выходит "господствующее меньшинство", опирающееся уже не на дарования, а на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. В этих условиях растет сознание несправедливости социального строя и происходит "раскол в духе". Творческие люди мысленно обращаются к "другой правде", механически исполняя повседневные обязанности. На противоположном социальном полюсе скапливается "внутренний пролетариат" - слои людей, ведущих паразитическое существование и неспособных ни к труду, ни к защите отечества, но в любой момент готовых к возмущению, коль скоро не будут удовлетворены их требования "хлеба и зрелищ". Границам цивилизации начинает угрожать "внешний пролетариат" - народы, не успевшие еще сделать решающего скачка, отделяющего первобытное общество от цивилизации. Строй, подточенный внутренними противоречиями, обычно рушится под напором варварской силы. Однако роковой предопределенности в таком развитии событий нет; гибель цивилизации, по Т., можно отсрочить посредством рациональной политики правящего класса.

Оценивая состояние "цивилизации западного христианства", Т. делает вывод о наличии в ней симптомов кризиса. Однако он считает, что есть надежда избежать печального конца или, по крайней мере, отдалить его. Спасение может прийти от "единения в духе" путем приобщения к вселенской религии на основе экуменических идей. С его точки зрения, образование мировых религий - это высший продукт исторического развития, воплощающий культурную преемственность и духовное единство вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций. В результате Т. в конечных выводах своего исследования восстанавливает, хотя и в ослабленной форме, идею единства мировой истории. Мировая цивилизация оказывается не предпосылкой, а результатом исторического процесса. Одной из сторон современной истории является "вестернизация", проникновение западной науки, технологии и основанного на них индустриализма во все остальные сообщества. Положительно оценивая эти процессы, Т. отмечает и их негативные стороны, напр. экологические и политические проблемы, рожденные соперничеством "сверхдержав". Он подчеркивает гуманитарную обязанность развитых стран оказывать помощь "миллиардам голодных".

М.А. Киссель

Постижение истории. М., 1991, 1996; Цивилизация перед судом истории. М., 1996; A Study of History. V. 1-12. L., 1934 -1961; Change and Habit. L., 1966.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ТОЙНБИ (TOYNBEE) Арнолд Джозеф" в других словарях:

  • Тойнби (Toynbee) Арнолд Джозеф — (1889—1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, движущей силой их развития считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические «вызовы» и увлекающую за собой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тойнби Арнолд Джозеф — Тойнби (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон, 22.10.1975, Йорк), английский историк и социолог. В 1919 1924 профессор Лондонского университета, в 1925 1955 Лондонской школы экономических наук. В 1925 55 один из руководителей Королевского… …   Большая советская энциклопедия

  • Тойнби, Арнолд Джозеф — ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тойнби Арнолд Джозеф — (Toynbee) (1889 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, движущей силой их развития считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические «вызовы» и увлекающую за… …   Энциклопедический словарь

  • Тойнби, Арнолд Джозеф — (Toynbee) (1889 1975) английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития… …   Политология. Словарь.

  • ТОЙНБИ — (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 1975) англ. историк, классик т.н. цивилизационного подхода к человеческой истории. В монументальном труде «Study of History», первые тома которого вышли в 1934, а последний, двенадцатый, в 1961, продолжая линию О.… …   Философская энциклопедия

  • ТОЙНБИ Арнолд Джозеф — (Toynbee, Arnold Joseph) (1889 1975), английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Меррей, дочери Гилберта Меррея,… …   Энциклопедия Кольера

  • ТОЙНБИ — (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их …   Современная энциклопедия

  • ТОЙНБИ — 1 . (Toynbee), Арнолд (23.VIII.1852 9.III.1883) англ. историк и экономист. Окончил Оксфордский ун т (1878), где с 1878 до своей смерти читал курсы политич. экономии и экономил, истории. В лекциях, с к рыми он выступал перед широкой рабочей… …   Советская историческая энциклопедия

  • Тойнби — I Тойнби (Toynbee)         Арнолд (23.8.1852, Лондон, 9.3.1883, Уимблдон), английский историк экономист. Окончил Оксфордский университет, где с 1878 преподавал политическую экономию и историю экономики. Работа Т. «Промышленный переворот в Англии… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»